Правила игры на налоговом поле изучает корреспондент отдела «Потребительский рынок» Роман Рожков

22
июля
2015

Хотя в декабре Владимир Путин в послании Федеральному собранию ввел четырехлетний мораторий «на действующие налоговые условия», предложения, касающиеся изменения фискальной системы России, появляются регулярно. В минувшую субботу на тему налогообложения иностранных интернет-компаний высказался помощник президента, экс-министр связи Игорь Щеголев: «Все, чего мы добиваемся,— чтобы они платили здесь налоги так же, как платят наши». По его мнению, это позволит уравнять их в правах с российским интернет-бизнесом: иностранцы пользуются лазейками в налоговом законодательстве разных стран. Как это реализовать технически, господин Щеголев не пояснил.

В Госдуме идею поддерживают. «Тема актуальная: бизнес все больше уходит в онлайн, и, например, в ряде европейских стран прорабатываются механизмы, как заставить интернет-компании платить налоги внутри ЕС. Россия не должна отставать»,— рассуждает глава комитета по информполитике Леонид Левин. Говорить о законопроекте на эту тему преждевременно, отметил он. Американские компании Booking.com и Apple заявление Игоря Щеголева не комментируют. «Мы работаем в соответствии с российским законодательством»,— заявили в «Google Россия».

Вспоминается 2013 год, когда конгрессмены США обвинили Apple в уклонении от уплаты налогов. Они указали, что в последние годы корпорация создала целую сеть офшорных компаний и «дочек», не имевших офисов и сотрудников и управлявшихся из штаб-квартиры Apple в Калифорнии. Некоторые «дочки» Apple — например, компания, владеющая российской ООО «Эппл Рус»,— зарегистрированы в Ирландии, где налог на прибыль — 12,5%. Это позволяет Apple иметь «негосударственный статус» и экономить. В США налог на прибыль — 35%, а в России — 20%.

Это международная проблема, отмечают в Минфине РФ. Для ее решения ведомство минувшей осенью и весной предложило поправки к Налоговому кодексу, включая изменения по налоговому резидентству юрлиц и фактическому праву на доход. Как пояснил представитель Минфина, поправки способствуют минимизации уклонения от налогообложения в России с использованием международных инструментов. Предложение по введению налога для иностранных интернет-компаний справедливо, если они получают прибыль на территории РФ через «дочки», полагает Анастасия Асташкевич из коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры».

В интернет-отрасли указывают, что вопрос требует серьезной проработки и анализа экономических последствий. По словам директора по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирины Левовой, такое регулирование может ударить по экспорту наших технологий.

http://www.kommersant.ru/doc/2773275