Детский Рунет 2019. Отраслевой доклад

26
марта
2020

“Институт исследований интернета” подготовил очередной отраслевой доклад “Детский Рунет 2019”, формирующий набор метрик для оценки состояния и тенденций развития детского сегмента интернета в России.

Доклад является результатом серии исследований, проведённых в конце 2019 года специально для аналитического проекта “Детский Рунет” “Институтом исследований интернета”, фондом “Общественное мнение” и компанией Mediascope. Исследования проводились при отраслевой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а также компании “Лаборатория Касперского”, РОЦИТ и ассоциации “Интернет-видео”.

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДОКЛАДА «Детский Рунет 2019» (PDF 2Мб)

Аудитория Детского Рунета

26 млн. человек посещают сайты c детским контентом (+6,1%). На платформах, включая социальные сети и видеохостинги, потребителей детского контента 45 млн. человек (+ 9,7%). Включая детей и родителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, совокупная аудитория Детского Рунета 59,3 млн. человек (+12%).

Наиболее популярные практики у детей в интернете по мнению родителей: онлайн-игры (в т.ч. просмотры стримов – онлайн-трансляций того, как играют другие) – 59% детей, просмотр видео (фильмы, мультфильмы, видеоблоги и т.д.) – 53% детей, потребление образовательного контента (видеоуроки, лекции и т.д.) – 42%.

Аудитория Детского Рунета

Что смотрят российские дети

На платформах популярных онлайн-кинотеатров Рунета в 2019 году наиболее популярны были мультсериалы. В десятку лидеров по количеству просмотров вошли “Маша и Медведь” (299 млн. просмотров), “Лунтик и его друзья” (230,69 млн. просмотров, “Барбоскины” (197,8 млн. просмотров).

Youtube — наиболее популярный сайт для просмотра детского видео-контента. Среди популярных у детей youtube-каналов преобладают видеоблоги (влоги), анимация и контент, связанный с популярными онлайн-играми.

Популярным развлечением у юной аудитории остаётся телевидение. Телеканал “Карусель” по итогам 2019 занимает 3-ю позицию среди наиболее популярных телеканалов у населения России в возрасте 4-44 года.

Безопасность детей в интернете

По мнению родителей, главной угрозой для детей в интернете является порнография и эротический контент. Так считают 14,9% родителей. На втором месте среди угроз (10,8% ответов) располагается контент о суициде и так называемые “группы смерти”. На третьем месте (9,9%) контент, содержащий жестокость и агрессию.

79,1% родителей юных интернет-пользователей ответили, что следят за тем, что их дети делают в интернете, 20% родителей не следят за действиями детей в Сети, и только около 1% затруднились ответить на этот вопрос.

72,5% родителей считают актуальной проблему защиты персональных данных детей, 13,8% с этим не согласны, 8,6% не смогли ответить на данный вопрос, а чуть более 5% вообще не слышали о проблеме защиты персональных данных.

Комментарии экспертов

Алексей Волин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций:

Мы видим несколько очень позитивных тенденций. Первая – рост спроса на отечественную продукцию. Из 10 мультфильмов в топах просмотра – 8 российские. При этом первые пять позиций занимают целиком российские мультфильмы. И это реально круто. Вторая – не менее трети аудитории составляют люди, живущие за пределами РФ. И это значит, что наша детская продукция конкурентоспособна и на внешних рынках. Третья – аудитория детских ресурсов Рунета продолжает уверенно расти. Причем в 2019 году она заметно отъела зрителей у YouTube. Там, видимо, послушались совета некоторых наших товарищей, выступающих за запрет рекламы в детских программах, фильмах и передачах. Ну, и потеряли значительную долю аудитории. Заодно показали всем остальным, что надо сделать для того, чтобы отбить желание работать с детским контентом. И четвертая – мы видим, что заметно увеличилось число родителей, которые уделяют внимание тому, что их дети делают в интернете. А это явное свидетельство роста медиа грамотности.

Сергей Гребенников, директор РОЦИТ:

Результаты исследования наглядно демонстрируют растущую потребность в обучении цифровой грамотности все большего числа пользователей – как детей, так и их родителей. Необходимо предоставлять населению доступ к надежным каналам и материалам для развития цифровых компетенций. Создавать и популяризировать качественный позитивный контент. Доступное и качественное обучение – залог безопасной и комфортной интернет-среды.

Именно на этом сфокусированы все проекты РОЦИТ и из этой потребности родилась акция Цифровой Диктант. В прошлом году акция вызвала широкий интерес среди пользователей, но не все успели принять участие. Поэтому в этом году мы увеличили срок проведения до двух недель и ждем еще больший охват. Кроме того,в 2019 году мы работали в основном сетевым сообществом, которое уже активно вовлечено в цифровую среду.

Цифровой Диктант впервые прошел в 2019 году и стал самой масштабной акцией по определению цифровой грамотности. В 85 регионах РФ диктант прошли почти 40 000 пользователей. В этом году акция пройдет с 28 марта по 11 апреля. В рамках акции планируется охватить в два раза больше участников.

Андрей Сидоренко, эксперт по детской безопасности “Лаборатории Касперского”:

Хотим мы того или нет, вся жизнь современного ребёнка в том или ином виде связана с технологиями. В сети дети находят много полезного и интересного для себя контента, но, безусловно, бесконтрольное использование интернета связано с определенными рисками. Задача родителей в этой ситуации — быть в курсе того, с чем может столкнуться ребёнок в интернете и научить его безопасно проводить время в онлайне, а также соблюдать определенные правила поведения в сети. Для того, чтобы освоение цифрового мира было для детей безопасным, стоит использовать специальные программы родительского контроля. Лучше выбрать те, которые умеют работать с социальными сетями и мессенджерами, но не могут читать переписку ребёнка, чтобы не нарушать его личное пространство.

Алексей Бырдин, директор ассоциации “Интернет-видео”:

Дети смотрят одни и те же мультфильмы по много раз, не теряя к ним интереса. Мультсериалы в среднем популярнее полнометражной анимации, но не потому, что время потребления ограничено, а потому что популярный детский контент длиной более часа, как правило, находится в платном доступе, тогда как анимационные сериалы широко доступны по бесплатной рекламной модели. Кстати, предположу, что в ближайшее время стоит ожидать роста покупок платных подписок на детский контент, чтобы избавить детей от просмотра рекламы.

Ксения Ачкасова, исполнительный директор Mediascope:

Телевидение остается одним из наиболее охватных медиа в России, в том числе среди детской аудитории. По данным Mediascope, в 2019 году хотя бы раз в месяц телевизор включали 97% жителей крупных городов в возрасте 4-17 лет, а каждый день ТВ смотрела половина детей. Хотя детская аудитория смотрит ТВ не так много, как старшие возрастные группы, телепросмотр самых юных зрителей менее фрагментированный. Так, дети в возрасте 4-8 лет более 60% времени просмотра тратят на мультфильмы и мультсериалы, и выбирают, в основном, несколько детских телеканалов. Хотя, чем старше становится ребенок, тем больше он смотрит передачи других жанров, а в топе каналов появляются крупные развлекательные вещатели. Особенность детского телепросмотра еще и в том, что около 40% своего времени у телевизора дети проводят совместно со взрослыми – это самый высокий показатель совместного просмотра среди всех возрастных групп.

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДОКЛАДА «Детский Рунет 2019» (PDF 2Мб)

Результаты исследования «Детский Рунет 2019» были представлены на совещании у заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексея Волина. В совещании также приняли участие представители Администрации Президента РФ, МВД, Роскомнадзора, Минпросвещения, а также экспертное сообщество.

Детский Рунет 2019

Детский Рунет 2019